Статьи

Аляска по земле и по воде

Если точнее – это был первый раз, когда я поехал в обычный тур, который не я организовал. Представляя в Израиле с 2007 года самую большую американскую русскоязычную компанию «Нью Турс», я каждый год продавал своим клиентам 16-дневный тур с круизом от Сиэтла до Анкориджа (а иногда-и полную программу на 22 дня, включающую Западную Канаду) с неизменными восторженными отзывами, так что когда у нас появилась идея удрать от летней жары куда-нибудь на север, мы решили сами на своей шкуре испытать – что такое организованный русскоязычный тур.

Как я уже упомянул, этот тур включает круиз. К чести компании, они выбирают вполне достойные лайнеры – в этом году круиз был на Radiance of the Seas Ройял Карибеан. У меня нет большого круизного опыта, я пока что был только на лайнерах Принцесс и Селебрити, но некоторые соображения выскажу – это может быть полезно тем, кто в будущем собирается отправиться в круиз и интересуется сравнительными достоинствами круизных компаний. В отличие от новейших гигантов (а во флоте Ройял Карибеан – самые большие лайнеры в мире), этот корабль сравнительно невелик (13 палуб, 90000 тонн, 2500 пассажиров), и это позволило ему зайти в Straight Point – красивейшее место, где мы наблюдали китов и где, кроме нашего корабля, других не было. Корабль элегантен, обслуживание великолепное.

Что до прочего – каюта (мы взяли, как и в другие разы, с балконом) была меньше, чем каюты аналогичного класса на других судах, еда в специальных ресторанах (мы посетили три из четырёх) великолепная

в общем ресторане – вкусная, в ресторане самообслуживания – достаточно разнообразная. Программа развлечений оставляет желать лучшего, а для детей этот корабль скучноват, так что, если отправляетесь в круиз всей семьёй, берите лучше Norwegian или MSC. И ещё полезный совет. Поскольку ужин без бокала вина на лайнере – нонсенс, а цены на вино в ресторане примерно в 4 раза превышают розничные, мы купили в Ванкувере две бутылки отличного вина, законным образом пронесли на корабль (можно по бутылке на человека) и заплатили corkage в ресторане – всего по 15 долларов за бутылку, сэкономив таким образом долларов полтораста. Экскурсии на корабле, равно как и до, и после круиза, проводил наш гид Игорь Левит из Ванкувера, прекрасный человек и высокопрофессиональный гид; я, честно говоря, не представляю, можно ли было сопровождать этот тур лучше, чем он это делал. Гостиницы были вполне достойными, автобусы – выше все похвал, сам маршрут весьма толковый. Состав группы менялся по ходу тура – некоторые взяли полный 22-дневный маршрут (в том числе две пары из Израиля, которых я лично записал на этот тур), кто-то покинул нас до круиза, кто-то сразу после круиза, кто-то присоединился уже в Аляске после круиза. Мы были рады встретить на Аляске семью львовян, земляков, и с удовольствем поговорили по-украински (на корабле одна из официанток также была львовянка, причём жила совсем близко от нашего тогдашнего дома). А теперь по порядку.

Сиэтл не вызвал у меня особого восторга. Нам не повезло – канадцы прислали для нашей небольшой группы огромный автобус, который с трудом протискивался по узким улочкам центра города, да и сам центр сейчас представляет из себя огромную стройку, так как «Амазон», избравший Сиэтл своим центром, сносит целые кварталы и застраивает их своими зданиями.

Думаю, лет через пять там будет красиво. Зато мы посетили знаменитый рыбный рынок – почти такой же живописный, как в Риге:

Там же неподалеку находится первое кафе "Старбакс" - центр этой компании также в Сиэттле. Для меня "Старбакс" - это загадка: каким образом сеть, где продают самый мерзкий кофе, могла стать столь популярной? Но в данном случае меня заинтересовала вывеска. Если кто помнит, символ "Старбакса" - это русалка. Так вот, в оригинале русалка на вывеске выглядела так:

Как видите, вполне реалистично. В такую русалку можно поверить. Впоследствии, однако (не иначе как под влиянием выпитого там кофе), символ был политкорректно изменён:

Не русалка, а чёрт знает что. Ещё по городу разъезжают такие странные машинки.

Говорят, сначала была одна у какого-то чудика, а потом с ним стали соревноваться. Мы посетили музей золота, добытого на Аляске. Вот так выглядит тонна золота:

и побывали в большой мастерской стеклянных изделий всемирно известного стеклодува Чихули, где можно и понаблюдать за работой его учеников.

На следующий день отправились автобусом в Ванкувер, до которого километров 300 (кстати, в США всё в милях, но в Канаде километры). Ванкувер нам чрезвычайно понравился. На центральной улице внимание привлекает памятник одному из основателей города (любителю горячительных напитков)

и паровые часы, которые каждый час высвистывают с силой паровозного свистка "Боже, храни королеву"

Мы также посетили прекрасный парк, где, помимо прочего, были индейские тотемы и памятник какому-то вождю краснокожих

но гораздо интереснее была скульптурная группа, принадлежащая известному канадскому скульптору и изображающая фотографа, снимающего друзей

особенно вид сзади

Парк очень красив, и оттуда открывается вид на город

Но ещё гораздо красивее был парк, который мы посетили на следующий день. Столица провинции находится не в Ванкувере, а неподалеку, на огромном острове, и называется Виктория. Это маленький городок, возле которого семья известного промышленника разбила огромный парк Бутчард.

Сама Виктория исключительно элегантна.

Там есть настоящий парламент

И самая шикарная гостиница в Канаде

Везде цветы

но больше всего меня потрясла пивная на центральной улице. Какое счастье, что там, где я живу, нет таких пивных! Я бы оттуда не выходил

Первой остановкой у нас был Кетчикан. Тут я впервые увидел, как лосось идёт на нерест. Дикий лосось – рыба не такая уж большая, не то что выращиваемый искусственно. Мясо дикого лосося ярко-красное, в отличие от розового фермерского, и вкус у него другой. Признаюсь, я себе на Аляске испортил вкус – кто попробовал свежего дикого лосося (а у нас на корабле в японском ресторане его подавали, как и полагается, сырым)

тот уже от магазинного будет нос воротить. Есть несколько разновидностей, причём чем мельче – тем дороже. С океана к устью речушки подходят большие стаи рыб и идут вверх по течению. Перед порогами приостанавливаются, набирают сил и пытаются пробиться выше. Удаётся это далеко не всем. Для кого праздник – так это для морских котиков. Они устраиваются пониже порога и лениво выбирают, каую бы рыбку съесть. Рыбакам продаются лицензии, ценой я не интересовался, но позволяется ловить по три рыбины в день. Когда возвращаешься из аэропорта Анкориджа, то обращаешь внимание на мужчин, стоящих в очереди к отделу с надписью "Отправка рыбы" с тремя-четырьмя-пятью здоровенными пенопластовыми ящиками (такими, в каких у нас завозят рыбу в суперы). Спросил - а что с икрой делаете? Дело в том, что икры нигде в продаже не видели. - Как что - отвечают - выбрасываем, а что с ней делать? С рыбной фабрики её японцам, говорят, продают, а мы, американцы, рыбные яйца не едим. На следующий день мы зашли в Ледовый проход, где стояли в одиночестве. Первым делом посмотрели на китов - они выныривали метрах в двухстах от берега. Кое-кто заплатил большие деньги за экскурсию к китам на катере, но катер был большой (не то что катерок, на котором я ходил смотреть китов в Южной Африке), и киты его близко не подпускали, так что вряд ли они увидели больше, чем мы с берега. Интересной была прогулка по лесу - это настоящие северные джунгли

Всё поросло мхом, грибов - бери не хочу (больше подосиновики, подберёзовики, сыроежки). Сходили в посёлок индейцев - обычное село, как на Руси, и огороды бурьяном позарастали. Индейцам тут большие льготы, могут лосося ловить сколько хотят, и определённые минералы поделочные только они могут добывать, и налогов не платят - только мало кому из них это на пользу, многие спиваются (хотя им официально спиртное не продают, и даже пива не купишь без удостоверения, что ты не индеец).Следующий по пути был Джуно, официальная столица штата. Городишко на острове, народу там живёт немного, в основном, чиновники. Да и то, единственное шоссе (четырёхполосное, настоящая автострада) уходит в горы к леднику на пару десятков километров, а на Большую Землю летают на гидропланах или добираются на теплоходе, пока есть навигация. Мы осмотрели несколько правительственных зданий, восхитившись прекрасными туалетами, а также русскую церковь - собственно, в Джуно русского поселения никогда не было, но поскольку его объявили столицей, то маленькую церквушку там соорудили

Самое интересное в Джуно - это ледник Менденхолл (названный по имени исследователя)

Часть ледника тает прямо в озеро, а другая низвергается водопадом. Лес неподалеку тоже очень живописный и напоминает театральную декорацию

Но самое большое впечатление произвела встреча с медведицей, вышедшей на нас в сопровождении двух медвежат

В какой-то момент она бросилась вперёд, и мы даже не успели испугаться - медведица шлёпнулась в воду ручья и вылезла оттуда с лососем в зубах. Кто действительно испугался - это медвежата, в мгновение ока вскарабкавшиеся на высоченные сосны и продолжавшие там сидеть, пока медведица с хрустом закусывала добычей. Скэгвей, куда мы зашли на следующий день, был тем местом, откуда старатели отправлялись к Клондайку. Канадские власти (а Клондайк - на канадской территории) следили за тем, чтобы все искатели богатства брали с собой на год провизии и необходимых вещей, так что набиралось под тонну грузов, и всё это надо было перетаскивать на себе. По этому поводу там есть музей, а многие домики стилизованы под времена золотой лихорадки. Дом на фото украшен кусочками дерева, выброшенными на берег океаном.

Мы отправились - по современному, естественно, шоссе - вдоль этой дороги смерти, останавливаясь у живописных озёр и водопадов

В предпоследний день круиза все оделись потеплее, так как корабль вплотную приблизился к гигантскому леднику, сползающему в море. То и дело от него с ужасающим шумом открывались и падали в океан огромные глыбы льда.

На корабле тем временем готовились к прощальному ужину

Официанты на прощание спели и сплясали

Мы пришли в Сивард и оттуда поехали в Анкоридж, самый большой город на Аляске. Дорога идёт вдоль океанского залива, очень мелкого, так что во время отлива он превращается в болото. Множество цветов

Особенно буйно растёт иван-чай

По прибытию в Анкоридж мы прогулялись по центру (ничего особенного) и дивно поужинали в "Салливане", который порекомендовал Игорь, помимо прочих достоинств обладающий отличным вкусом. Редко когда (и уж, конечно, не в Израиле) удаётся поесть такой сочный филе миньон и нежные бараньи рёбрышки

Поутру мы направились вглубь Аляски.

Самый большой парк-заповедник на Аляске - это парк Денали, где возвышается гора Маккинли, самая высокая в Северной Америке. Увы, нам не повезло - два дня подряд шли сильные дожди, было туманно, и мы так и не увидели заснеженную шапку этой горы. По дороге в парк остановились у центра разведения упряжных собак - именно оттуда ежегодно в марте стартует знаменитая гонка на собачих упряжках длиной более 1000 км. Летом, чтобы поддерживать собачек в форме, их впрягают в тележку с колёсами, и они возят по кругу туристов вроде нас, причём собаки явно получают от этого больше удовольствия, чем туристы.( Collapse ) Маршрут по парку на специальных автобусах занимает целый день; речки разлились, и было вообще неясно, состоится ли путешествие. Всё-таки нас отправили.

А ехали мы по вот такой дороге - и каждый раз при встречном транспорте, когда приближались к краю обрыва, сердце замирало.

Не лучше, впрочем, было и у склона, так как он активно осыпался. Время от времени кто-то в автобусе кричал "Стоп!" - это означало, что он заметил очередного зверя. В основном, они держались от дороги подальше, за исключением этого лося:

Когда мы приехали в Фербенкс, университетский городок в самом центре Аляски, то получили возможность понаблюдать зверей поближе - как чучела, так и живых, в заповеднике

Говорят, лось сбрасывает рога каждый год, и каждый год отращивает новые. Непонятно, как это ему удаётся. А вот олень свои рога отращивает всю оленью жизнь, и по ним можно чётко определить его возраст - по количеству отростков + 1 год.

Этот дожил до 9 лет - весьма почтенный возраст для оленя. Видели мы и овцебыка

Популярных мест в Фербенксе два. Прежде всего, это музей ледяных скульптур, расположенный в шатре, где поддерживается низкая температура. Там есть ледяной бар, где подают мартини

Есть рыцари

и просто разные фигуры

Неподалеку находятся горячие источники, в которых мы искупались с большим удовольствием. Большинство посетителей были японцы, они это любят.

Ещё в этом центре музей полярной авиации и прочие полярные диковинки. По дороге и в самом городке мы останавливались у памятников лётчикам, перегонявшим через Аляску в СССР американские лендлизовские самолёты - я помню, как сам в детстве летал на "Дугласе". Ну и напоследок посетили лыжный курорт в Гирдвуде, неподалеку от Анкорижда, где поднялись на одну из гор

Это как раз подходящее место, чтобы бросить прощальный взгляд на Аляску.