Статьи

Эквадор и Галапагосы

КИТО

Эквадор – страна не менее разнообразная, чем Израиль. Там есть высокие горы, всегда покрытые снегом, есть плодородные равнины, есть джунгли и даже острова с удовительными животными и птицами. Но наше 11-дневное путешествие, в основном, проходило по горной гряде, протянувшейся на востоке вдоль границы с Колумбией. Уже столица, Кито, находится на высоте около 3 км, так что мы вполне разумно прибыли туда за день до начала официального тура и поселились в Новом городе, в прекрасной гостинице Рио Амазонас, куда назавтра прибыли остальные члены группы из 13 человек. Мы опасались плохой погоды, так как в это время начинается сезон дождей, но погода была как нельзя лучше: с утра было солнечно, 15 по Цельсию, днём выше 20, затем появлялись облака, но дождя мы нигде не дождались. ( Collapse ) В Кито мы провели три полных дня и два вечера, так что успели составить об этом городе мнение, и это мнение не вполне благоприятно. Двухмиллионный город расположен в узкой и длинной долине, так что его протяжённость из конца в конец официально составляет 47 км. При этом в городе есть два нормальных по нашим понятиям района - это Старый город на юге, первый в мире получивший статус ЮНЕСКО, где расположены исторические здания, а также Новый город на севере с современными зданиями и множеством гостиниц и ресторанов. А всё остальное - это Калькилия, то есть хаотичные бетонные коробки без единой травинки. Вот так это выглядит:

И вблизи - это ещё приличный район:

Аэропорт далоко от центра, минут 40 по автостраде, но такси стоит всего 15-20 долларов. Дело в том, что в Эквадоре бензин субсидируемый и стоит меньше 2 долларов за галлон (грубо говоря, 2 шекеля за литр). То есть те, у кого нет машин, а их абсолютное большинство, платят за тех, у кого машины есть, а в первую очередь - за транспортные компании. Ведь у правительства своих денег нет, субсидии дают за счёт налогов, взимаемых со всех. Я пытался это объяснить эквадорскому знакомому, но, как мне кажется, до него это не дошло. Однажды субсидии попытались отменить, и это чуть не вызвало революцию в стране. Нам порекомендовали японский ресторан "Осака" неподалеку от отеля, и наш первый ужин был там. Не имея даже приблизительного понятия о том, как выглядит японская кухня в Латинской Америке, я попросту попросил официанта покормить нас по его выбору в рамках бюджета в $80. Это сработало на славу! Вот некоторые из поданных блюд:

Ролл с оригинальной начинкой

Осьминог - нежный!

Речная рыба, запечённая с соусом. Был ещё прекрасный десерт. А вот идти, особенно на подъём, было тяжело, задыхались. На следующий день пошли знакомиться с Новым городом. Посмотрели площади с памятниками, зашли в церковь св. Терезиты,

приценились в магазине фруктов (ах! какие фрукты!) и выяснили, что валюта в Эквадоре - это не доллары, а конкретно один доллар, так как вся торговля в том, сколько фруктов тебе дадут за доллар, например, десять бананов, или пять маракуй, или три большие питтаи, или пакет черешни невообразимых размеров и потрясающего вкуса. Но о фруктах подробнее дальше. Дошли до рынка, где на каждого покупателя приходилось 10-15 лавок, и решили, что именно здесь всё и закупим на обратном пути, что и сделали, запасшись шляпами из соломки для нас и изделиями из шерсти альпаки для внуков. Посидели в сквере и зашли в Национальный музей, который оказался почти пуст - и в смысле посетителей, и в смысле экспонатов. Пообедали, опять-таки по рекомендации, в маленьком индийском ресторанчике Тадка, и это оказалось насколько вкусно, что мы ещё вернулись сюда через 10 дней, не в последнюю очередь благодаря обаятельнейшему хозяину. Позднее мы случайно обнаружили маленькое кафе, где подавали эмпанадос - это такие пирожки с оригинальной начинкой. Там их было около 20 разновидностей; мы несколько попробовали и добрый час болтали с симпатичным молодым владельцем о том и сём. А какие в Кито пирожные! Почти как во Львове, и стоят не дороже.

Обратили внимание на обилие бездомных собак - такое впечатление, что жители Кито обожают щенков (очень многие держат щенков на руках), но когда животное подрастает, его безжалостно выбрасывают. Бог знает, где и что они едят, но вид у них не голодный, хотя грустный. Одному пёсику мы понравились, и он сопровождал нас почти всю дорогу, но в отель его, конечно, не пустили. Кошек не видели ни одной. Группа наша состояла из десяти москвичей и одной дамы из Владивостока. Практически все люди образованные, профессионалы в своей области, любители путешествий, повидавшие не меньше нас, а то и поболее. Большинство были знакомы между собой. Мы хотя и не были частью компании, но и особняком не держались. Русскоязыным гидом был Антон, молодой человек родом из Воронежа, живший достаточно давно в Кито. Он очень старался и развлекал нас рассказами о повседневной жизни в Эквадоре, что, конечно, было интересно всем. Следующий день, канун Нового года, мы начали поездкой к символу Эквадора, статуи Мадонны на холме. Вблизи она выглядит немного странно. Там много символики - приделаны крылышки, разрываются цепи, попираются змеи и т.п.

Время до обеда провели в Старом городе. Это, практически, одна центральная площадь с прилегающими улицами. Вот Президентский дворец. После обретения независимости в 1830 тут сменилось множество президентов, причём мало кто выдержал весь срок правления, а многие и вовсе поплатились жизнью

Напротив дворца - собор св. Франциска. Ирония в том, что именем святого, известного своей скромностью, назван собор, где всё покрыто золотом:

Находящийся неподалеку костёл иезуитов скромнее и очень изящный - недаром монахи этого ордена славятся образованностью

А в бывшем дворце архиепископа нынче открыт ресторан, где мы и пообедали - патио было украшено с новогодней тематикой

Можете представить, какое удовольствие было перекусить в столь приятном месте, да и еда оказалась отменной:

Местный суп. Вообще эквадорские супы - объедение.

Рыбка под соусом из креветок и ракушек. Будете удивляться, но Эквадор - крупнейший в мире экспортёр креветок, маленьких, которые выращиваются в специальных прудах. Венцом экскурсии стало посещение самого экватора. Будете смеяться, но известный монумент

вовсе не находится на линии экватора, но, как выяснилось, был установлен в 200 метрах от истинного экватора. Сейчас на настоящем экваторе разбит музей местных племён, судя по экспонатам, весьма кровожадных

Человеческая голова на копье. Метод преготовления человеческих голов подробно проиллюстрирован. А в доказательство истинности линии экватора тут же проводится демонстрация стекания воды в раковину - достаточно отойти от линии на 3 метра, и воронки закручиваются в разные стороны. К тому же на самом экваторе некоторым умельцам удавалось поставить на попа колумбово яйцо.

Тем временем на улицах народ вышел праздновать Новый год.

Новогодний вечер в ресторане нашей гостиницы прошёл весело, а назавтра всех подняли ни свет ни заря, и мы отправились в горы.

ПО ГОРАМ ОТ КИТО ДО КУЭНКИ

Ещё будучи в Кито, ранним солнечным утром мы были восхищены появившемся на горизонте силуэтом гигантского вулкана, увенчанного снежной шапкой. Именно по направлению к нему, то есть на юг, мы отправились в первый день Нового года. ( Collapse ) На вопрос, что означает название вулкана Котопакси, нам отвечали нечто неопределённое - типа луна с длинной шеей (?) на каком-то местном наречье, но я-то сразу понял, что без кота тут не обошлось. Поискал по анналам (поверхностное знание латыни тут помогает) и пожалуйста - согласно герцогу Сен Симону, вицекороль Перу принц Санто Буоно в 1717 был настолько восхищён умелыми действиями по уничтожению мышей своего кота по кличке Пакс (мирный), что назвал его именем вулкан. Кто не верит - почитайте сами мемуары Сен Симона. В смысле переездов это был самый тяжёлый день - добрых 8 часов в автобусе, учитывая дороги весьма среднего качества. С другой стороны, это был праздник для любителей экстрима - дорога шла мимо каньона Тоачи, где были и качели над пропастью, и перелёт через каньон в подвешенном состоянии, и прогулка по подвесному мосту со стеклянными вставками.

Тут мы впервые познакомились с ламой

Озеро Килотоа, которое было целью путешествия, находится в жерле потухшего вулкана. Вода в нём отравлена серными источниками, а глубина более 200 метров; в зависимости от погоды цвет озера меняется, при нас оно было тёмно-зелёным.

Под вечер прибыли в Баньос. Там значительно теплее (микроклимат). В центре, как раз напротив нашей гостиницы, расположен комплекс СПА, где было полно народу и у входа в который низвергается небольшой живописный водопад. Городок этот симпатичный и рассчитан, в основном, на туристов, которых в этот праздничный день было здесь предостаточно.

Баньос окружён множеством водопадов. Мы поехали к самому красивому и самому знаменитому из них - Сковорода Дьявола. Там было порядочно народу. К водопаду надо было спускаться пару сот крутых ступеней, из которых, надо признаться, мы преодолели не все.

Дополнительным удовольствием было посещение ресторана Лланганатес тут же возле водопада. Это, собственно, небольшой отель, известный не только прекрасным рестораном, но и целой художественной галереей. Владелец заведения перерисовывает известные портреты, придавая им латинский колорит. Получается вот что:

Что же касается еды, то это была местная кухня в лучшем виде:

Суп из авокадо

Форель в соусе из креветок

Форель в соусе из местных трав. Желающим налили местный 60% самогон, который всем так понравился, что пришлось повторить. А во дворе цвели незнакомые нам растения

Уже затемно приехали в Риобамбу и поселились в очень красивом отеле Каза Реал.

Наутро начался подъём к Чимборазо, высочайшему вулкану в Эквадоре. Вокруг него разбит национальный парк, где пасутся викуньи - животные, родственные альпакам, но не поддающиеся приручению. Шерсть у них короткая, но необыкновенно мягкая. Изделия из шерсти викуньи стоят бешеные деньги, поэтому их ловят, стригут и снова отпускают на свободу.

Чем выше, тем пустыннее становился пейзаж. Скоро вся растительность исчезла, и остались лишь булыжники, много лет назад выброшенные из жерла вулкана, когда тот ещё извергался. А перед нами всё ближе была снежная шапка вулкана.

Наконец мы прибыли к нижней станции - на высоте 4800 метров.

Так высоко мне ещё не приходилось бывать. Кислорода тут раза в два меньше обычного. Пока стоишь - ничего, но начнёшь двигаться - и как рыба, вынутая из воды. Большинство членов нашей группы, люди существенно моложе меня, двинулись потихоньку к следующей станции 200 метрами выше. Я дошёл примерно до 4850 (там, где памятник погибшим альпинистам) и, подумав - оно мне надо? - вернулся ждать их на первой станции. Народу было не так много, были и такие, кто прибыл сюда на велосипедах! На обратном пути мы обратили внимание, что дорога проходит через типичные осадочные породы

а это доказывает, что в своё время тут было океанское дно. Вечером добрались до приятнейшего города Куэнки, но о нём позднее, а сейчас перескочим через день, так как после пребывания в Куэнке мы снова поднялись на высоту 4 км и прошли там нелёгкий маршрут по национальному парку Кайяс.

Этот парк изобилует живописными озёрами,

ручейками и покрыт никогда не виданной прежде растительностью с миниатюрными цветками

Похоже, к этому времени я уже совсем акклиматизировался, и уже казалось странным, что неделей раньше было тяжело дышать на каких-то 3 км. Но тут мы окончально спустились с гор в приокеанскую плодородную низменность.

КУЭНКА И ПРИОКЕАНСКАЯ ДОЛИНА

Из эквадорских городов мне больше всего понравилась Куэнка. И не только мне. В Куэнку переселились около десяти тысяч граждан США, в основном, пенсионеров латинского происхождения. Хотя Куэнка находится на приличной высоте порядка 2.5 км, там дуют тёплые ветры из океанского побережья и климат очень хорош. Живут там где-то полмиллиона человек, и в этом городе счастливо избежали бетонных уродцев, так характерных для Кито. Даже цвет домов в одинаковой приятной гамме.

Мы жили рядом с центральной площадью, где тремя куполами возвышался собор

Примечательно, однако, что самого главного купола на нём не было - в процессе строительства (а собор сравнительно новый, его строительство было завершено каких-то 30 лет тому) выяснилось, что если сделать всё, как было задумано, то собор попросту обвалится. А всё потому, что проект был выполнен не профессиональным архитектором, а монахом - и это в конце XIX столетия! Собор носит имя непорочного зачатия - к сведению тех, кто не исповедует католицизм, под непорочным зачатием подразумавается вовсе не то, что вы обычно имеете в виду, то есть не зачатие Иисуса от св. Духа, а зачатие девы Марии от её матушки Анны, что выяснилось двумя тысячами лет спустя самого зачатия. Я не без труда поднялся на крышу, 170 ступеней, оттуда неплохой вид. В городе ходит трамвай. Мы прогулялись по центральной улице и полюбовались элегантными домами постройки конца XIX века:

Это мэрия

Основные события происходят на сквере Кальдерон перед собором. Мы посетили там два ресторана, открытые совсем недавно. Один из них, двухэтажный на улица Мало рядом с собором всегда полон посетителей, и недаром - там подают восхитительные блюда по смешным ценам А напротив, на улице Луи Кордеро, открылось кафе, где подают чилийское вино с местными сырами - очень неплохими! Но я обещал подробнее про фрукты. Антон устроил нам ознакомительную экскурсию на местный базар. Вот часть добычи:

Вы видите манго двух сортов, маракую, питтаю и черешню. А вот в разрезе:

Маракуя - это та же пассифлора, только большая и очень вкусная. Бананы тут разноцветные, выбирай - не хочу:

Вот типичные прилавки:

В Куэнке находится одна из самых больших фабрик, где делают шляпы типа "панама" (название они получили во время строительства канала, где все рабочие носили такие шляпы). Сырьём служит соломка, которая растёт вот так:

Потом всё это высушивается, сплетается и проходит обработку:

Качество зависит от того, насколько плотно сплетены соломки на шляпе. Цена от 30 долларов, но доходит до нескольких сот долларов - естественно, в магазине на самой фабрике, куда водят туристов, шляпы подороже. Мы свои купили затем в Кито. Примерка и покупка сопровождались полузабытими возгласами: - А ещё шляпу надел! - Сам шляпа! - Прошляпил! и т.п. Один из главных продуктов экспорта - какао. Мы посетили плантацию.

Вот из этих крохотных цветков вырастают плоды какао.

Есть два сорта, местный и гибридный. Это гибрид.

Каждый плод содержит множество бобов. Снизу вверх показаны стадии: незрелый, который приятно обсасывать, затем зрелый, затем высушенный, и наверху обжаренный. Мы тут же на месте обжарили и смололи миску бобов, смешав их с тростниковым сахаром, и угостились свежим какао.

А вот так растёт ваниль. Мы провели вечер в Гуаякиле, прогулявшись по центральной улице и набережной, По отзывам друзей, там красивый ботанический сад, но посетить его не получилось, так как наутро мы вылетели на Галапагосские острова.

ГАЛАПАГОССКИЕ ОСТРОВА

Про Галапагосские острова слышали даже те, кто не имеет понятия о существовании Эквадора. Гигантских черепах оттуда я встречал в различных зоопарках – самых представительных, пожалуй, в моём любимом Окленде (Новая Зеландия). И не то чтобы я был такой уж любитель природы, однако есть в мире определённые места, которые человек, серьёзно работающий в области туризма, не может не посетить – как, скажем, Чжанцзяцзе в Китае, Йеллоустон в США или Крюгер в ЮАР. Глядя на гигантских черепах, понимаешь, что только так и можно достичь преклонного возраста - побольше есть зелени, а главное - не обращать внимания на всякую суету вокруг себя. В заповеднике на острове Санта Круз рядом с черепахами мирно пасутся коровы, и они вовсе не мешают друг другу. Вообще-то Галапагосы - это архипелаг вулканического происхождения. На восточных островах вулканы давно погасли, там появилась растительность и разными путями (в основном, благодаря окенским течениям) обосновались животные (птицы, рептилии и морские млекопитающие), а вот на западных островах вулканы и поныне извергаются, а те, которые постарше, являют собой безжизненные скалы. Балтра, где аэропорт, это маленький остров, там, кроме аэродрома, и нет ничего. Самый большой - Изабель на западе, там как раз при нас было извержение. Санта Круз, средних размеров, находится в центре архипелага, и там живёт большинство местного населения. Гостиницы находятся в городке Пуэрто Айора. Нас поселили в 4* отеле Зильберштейн. Поначалу я подумал было, что мой давнишний приятель Фима Зильберштейн из Черновиц добрался сюда и открыл отель, но отель оказался насколько отвратительным, что я с облегчением выяснил - он принадлежит вдове какого-то немецкого врача. Надеюсь, никто из вас туда не попадёт. Мы провели на островах три дня. Кому-то это может показаться мало, но с меня хватило. Первый день мы знакомились с бытом черепах на Санта Круз. Черепахи живут и на других островах, причём там, где они питаются не травой, а листьями с кустов, преимущество получили черепахи с более длинными ногами и длинной шеей

что и нашло отражение в работах Дарвина, изучавшего здесь зверей и птиц. Мемориальный центр Дарвина находился недалеко от нашей гостиницы; стоит туда зайти на полчасика. Сад около центра облюбовали игуаны, которых здесь великое множество

Питаются игуаны чем Бог пошлёт, в основном, кактусами

Два остальных дня мы на катере посещали небольшие островки, знакомясь с жизнью гнездящихся там птиц и морских тварей. На острове Сеймур вход в воду затруднён, зато на Бартоломе великолепный пляж. Вода чистейшая, я плавал бо-о-бок с морскими львами, черепахами, разноцветными рыбами, встретил метровую акулу, видел скатов. Проблема, однако, в том, что при тёплом воздухе и обжигающем даже через облака солнце температура воды 21 градус, так что без гидрокостюмов все мы через полчаса ныряния совершенно окочанели - примите это во внимание! ведь наблюдение за морскими тварями - самое интересное, что здесь есть! Больше всего тут морских львов, они греются на пристани, выпрашивают рыбку на приморским базаре, конкурируя с пеликанами, и вообще очень общительные

На скалах у моря мириады крабов

Мы подробно знакомились с гнездовьем фрегатов, самой большой популяции пернатых. Самые забавные - самцы в период ухаживания. У птиц, как известно, самки выбирают самцов, а не наоборот, поэтому самцы стараются, чтобы их замечали:

Их и видно издалека

Птенцов, как я понял, кормят по очереди:

В целом же, чтобы составить представление о Галапагосах, смотрите сами, как это выглядит:

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. При нынешних обстоятельствах, когда связанные с эпидемией ограничения на Дальнем Востоке и в Австралии продлятся неизвестно сколько, Латинская Америка как экзотическое направление приобретает дополнительную привлекательность, а предлагаемая нашими коллегами из Ecuador Wonders программа (есть также варианты, включающие Амазонию) отвечает самым высоким стандартам (небольшие группы, толковый местный русскоязычный гид, отличные - за единственным исключением - гостиницы, насыщенность, хорошее питание), я бы посоветовал серьёзно рассматривать этот вариант, в особенности в период с осенних праздников по конец января, тем, кто любит путешествия.